fanatbaikala (fanatbaikala) wrote in turizm_ru,
fanatbaikala
fanatbaikala
turizm_ru

Древние петроглифы на Байкале

Утёс Саган-Заба (в переводе с бурятского Белая Скала) — одно из красивейших и загадочных мест западного побережья озера Байкал. Я считаю, что по своей уникальности это дивное место, среди всех подобных мест, не имеет себе равных. В этом может убедиться каждый, кого примет Саган-Заба, как своего Гостя. Белокаменный утес Саган-Заба расположен на участке береговой линии озера Байкал в 5 километрах от мыса Крестовский (по прямой), вблизи которого расположено фермерское хозяйство и турбаза «Бухта Крестовая» семьи Копыловых.



1.jpg

От Ольхонских Ворот до мыса Крестовский встречается несколько похожих на Саган-Заба беломраморных утесов, но именно Саган-Заба был объявлен памятником природы. Мировую известность утесу принесли древние наскальные рисунки — петроглифы на одной из его скал.



Первооткрыватели


Когда четыреста лет назад казачьи ватаги вторглись в неведомую страну и увидели наскальные изображения, то решили, что это не просто рисунки, а письмена, оставленные ее древними обитателями. Потому и назвали их «писаницами» или «писаными камнями». Коренное население считало эти скалы священными местами предков, рисунки - произведениями духов и окружало их атмосферой культа. Писаные камни есть на Томи и Енисее, Лене и Селенге, на Тунгуске и Байкале.

Первые документальные сведения о писаницах появились еще в первой половине XVII века. Около 1645 года неизвестный автор одного из русских хронографов писал:

"Не дошед Кузнецкого острогу, на край реки Томи лежит камень велик и высок, а на нем писано: "Звери и скоты и птицы и всякие подобия".

3.jpg

В 1675 году русский посланник Николай Спафарий, отправленный ко двору китайского императора, проезжая через Енисей, увидел на скалах загадочные изображения:

"А до большого порогу не доезжая, есть место, утес каменный, по Енисею. На том месте есть вырезано на камени неведомо какое письмо, и меж письмом есть и кресты вырезаны, также и люди вырезаны, и в руках у них булавы и иные многие такие дела... Никто не ведает, что писано и от кого."

Не могли не заинтересоваться сибирскими писаницами и участники великих камчатских экспедиций Г.Миллер и И.Гмелин, которые в первой половине XVIII века исследовали Сибирь, в частности прошлое ее племен и народов. Когда Миллер добрался до здешних мест, то написал следующее:

"Здесь родина бурят, у которых существует обычай почитать священные скалы. Каждая скала этого рода называется ими Айеху-чоло, то есть "заставляющая вздрогнуть скала", и пользуется таким почитанием, что лица, обвиненные в преступлении и желающие доказать свою невиновность, прибегают к подобной скале и обхватывают ее обеими рукам, будучи твердо убеждены в том, что если ложно поклянуться, то немедленно умрут. Такая "заставляющая вздрогнуть скала" находится у Байкала, к западу от того места, где вытекает Ангара."

Использованная информация взята с сайта irkipedia.ru


Легенды о звере-солнце


О рисунках на Шишкинских скалах, находящихся между Качугом и Верхоленском, писали многие, в том числе академики Владимир Обручев и Алексей Окладников. Изображения на Белой скале не столь избалованы вниманием исследователей, но и о их происхождении есть некоторые гипотезы.

В XIX веке на Саган-Забе еще сохранилась фигура лося, туловище которого было покрыто поперечными полосами. По аналогии с наскальными рисунками, найденными в других местах Сибири, эта деталь характерна для таежного искусства бронзового и раннего железного веков. То есть примерный возраст писаниц на Байкале 4-5 тысяч лет.

Лось или марал, изображенный на Белой скале, лежит, подогнув колени и закинув на спину тяжелые завитки рогов, точно так же, как животные на изделиях из скифских курганов. Сохранились на скале и рисунки человеческих фигур. У них рога на голове, руки подняты вверх в ритуальном жесте, ноги согнуты в виде ромба. Это поза ритуального танца — камлания. Шаманы нарисованы и стоящими во весь рост на оленях, и взбирающимися на дерево.

В памяти бурят и якутов сохранились легенды их общих предков курыкан о космическом олене, который является воплощением божества Солнца. Этот олень или лось мчится по вселенной. Рождаясь, он поднимается по небесному своду, затем движется к закату и умирает, исчезая в глубине преисподней. Культ солнечного бога сформировался еще у первобытных людей и нашел воплощение в образе небесного лося, преследуемого охотником.

В курыканском предании говорится о том, что гигантский сохатый Хоглен похитил на земле день и побежал с ним по небу. За ним погнался охотник Мани, который оставил за собой широкий след - Млечный Путь. Мани ранил Хоглена стрелой, отнял у него день и вернулся на землю. С тех пор каждый вечер сохатый похищает день, и начинается ночная погоня. Столь же яркий образ космического зверя-лося существует и у лесных индейских племен Северной Америки. Таким образом, олень, лось, марал или сохатый Хоглен - это само зооморфное солнце, умирающее и воскресающее во вселенной.

Интересно, что у тунгусов, остяков и самоедов (ненцев) созвездие Большой Медведицы называлось Лосем. Однажды три охотника гнались за этим зверем. Тунгус был впереди, и ему оставалось только сразить лося рогатиной, но его настигали самоед и остяк. Тунгус попросил своих духов, чтобы удача выпала ему, а взамен обещал той же рогатиной убить соперников. Но остяк разгадал мысли тунгуса и, пустив стрелу, сразил лося наповал. Тогда тунгус сказал: «Если бы мне удалось убить зверя, а затем и вас, лоси водились бы только в моей земле. Теперь же они будут водиться в земле остяков». Лось и три охотника были перенесены на небо и превращены в звезды. Они-то и составляют созвездие Большой Медведицы.

Использованная информация взята с сайта irkipedia.ru

Петроглифы


Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому - позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. - I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет… Так говорят многие, но археологи, с которыми мне довелось работать, утверждают, что в бухте Саган-Заба была стоянка древнего человека эпохи неолит, а значит возраст этих петроглифов более 4000 лет. Кроме, наскальных рисунков в Саган-Забе были обнаружены останки ископаемых животных: пещерного льва, шерстистого носорога, рога гигантского оленя (эта информация мною взята из советских источников).

Науке петроглифы утеса Саган-Заба стали известны в 1881 году благодаря исследованиям Н.Н. Агапитова. Впоследствии они изучались многочисленными археологическими экспедициями, в том числе и международными. Наскальные рисунки Саган-Заба представляют собой композицию из фигур людей, животных и птиц.

3.jpg

На момент открытия насчитывалось около 60 рисунков: около 30 фигурок людей, 17 изображений животный и 13 птиц. Рисунки занимали участок скалы до семи метров в длину и почти пять метров в высоту. Размеры самих изображений от 1 сантиметра до 50 сантиметров. В настоящее время часть рисунков по разным причинам утрачена. Некоторые, находящиеся в нижней части композиции, заглажены волнами, другие уничтожены людьми.

К сожалению, современное поколение, а именно вандалы, недопонимая важность и ценность этого уникального места, уничтожают его. Свидетельством тому являются многочисленные свежие современные надписи и рисунки на петроглифах и скальном утесе Саган-Забы. Не остались равнодушными к сакральному месту и религиозные конфессии… Монахи Посольского монастыря, более 200 лет назад, видимо в порядке идеологической борьбы с шаманизмом, выбили поверх древних петроглифов христианские кресты. Их четко видно прямо среди наскальных петроглифов. Буддийскую надпись, написанную синей специальной краской, наподобие как на мысе Бурхан острова Ольхон, можно лицезреть в начале белокаменного утеса. Эту надпись была обнаружена мною около 4-х лет назад.


Каменный город


Почему «Каменный город»? - спросите Вы, ведь здесь нет ни каменных домов, ни каменных дворцов и т.п. Согласен. Такое название этому месту я дал потому, что здесь большое количество разнообразных гигантских, округлых камней, как будто бы кто-то великий и могучий навалил их сверху, в результате вся эта груда камней образует своеобразную сеть пещер-лабиринтов, гротов и щелей, пригодных для жизни живых существ, включая и человека.



По многочисленным костям диких и домашних животных в пещерах и гротах можно понять, что это место обитаемо, как минимум дикими хищниками. Это место мне оно особенно дорого, и сейчас я поясню почему…

Во-первых, - оно труднодоступно, нужно идти пешком около 1.5 км от автомобиля,
поэтому следов цивилизации здесь практически нет, а значит сохранена Природа.
Во-вторых, - отсюда открывается красивейший вид на сказочный Байкал,
здесь я заряжаюсь энергией «Каменного города», которая питает меня в будущей и настоящей жизни.
В третьих, - здесь кладезь артефактов и загадок останков древних цивилизаций, которые для меня лично представляют огромный интерес, но о них я расскажу только на месте…

3.jpg


Кратеры-воронки

Сразу три воронки расположены в одном месте на берегу Байкала, и все три на одном из склонов бухты Саган-Заба.

3.jpg

Одна воронка особенно впечатляет своими гигантскими размерами. На мой взгляд она не имеет себе равных по своим параметрам. Диаметр этой чаши примерно, около 100 метров, глубина около 20 метров, расположена на вершине южного склона. Происхождение этих воронок имеет разные гипотезы, но мое не стандартное мнение расходится с ними, поэтому я его озвучиваю только находясь на дне огромной чаши.

3.jpg

Вторая воронка имеет диаметр примерно, около 25 метров, а глубину около 15 метров. Третья, самая маленькая, имеет диаметр примерно, около 6 метров и глубину около 2-х.

3.jpg

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments